Примечание. Автор оставляет за собой право до выхода книги из
печати менять её компоновку и содержание размещённых на сайте глав и
приложений.
10. КАЧЕСТВО И «ИНФЛЯЦИЯ»
К сожалению, многие не учитывают, что изменение спроса и предложения товаров и услуг, измеренное в деньгах, также учитывает изменение качества товаров и услуг.
Чем выше качество, тем выше цена, чем ниже качество,
тем ниже цена.
Это
относится и к спросу, и к предложению. Например, в Москве 2008 года в одной
торговой точке я видел и молоко, и кефир одинаковой жирности по разной цене в
зависимости от предприятия-изготовителя (разное качество и молока, и кефира).
Из того факта, что покупалось и молоко, и кефир одинаковой жирности по разной
цене, можно сделать вывод, что цена спроса зависит от качества и молока, и
кефира. Массу примеров выделенного в рамку тезиса мы найдём на
сельскохозяйственном рынке и в настоящее время и в былые времена. Все продавцы,
желая продать относительно дорогой
товар, говорят о его высоком качестве. Когда фрукты, овощи портятся, т.е.
снижается их качество, их продают по меньшей цене. Лет 10 назад на
сельскохозяйственном рынке в Москве я видел одного
продавца (женщину), которая продавала куриное яйцо в 3 раза дороже, чем
БОЛЬШИНСТВО продавцов. Я спросил у неё: «Почему?». Она сказала, что это наисвежайшее яйцо, экологически чистое, к тому же большого
размера. И это в то время, когда БОЛЬШИНСТВО искало продукты подешевле.
По отношению к цене предложения выделенный в рамку тезис объясняется тем, что улучшить качество без увеличения затрат труда невозможно. Кроме того, улучшать качество без увеличения цены для производителя имеет мало смысла. Конечно, в конкурентной борьбе за покупателя улучшение качества при той же цене увеличивает спрос, что может увеличить прибыль. Но есть товары и услуги, для которых эффект масштаба (эффект объёма продукции) отрицательный или постоянный, т.е. для них увеличение объёма производства не приводит к уменьшению средних издержек. А так как улучшить качество без роста издержек невозможно, то для этих предприятий улучшать качество без увеличения цены значит, приносить себе убыток, что противоречит ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ.
Здесь
уместно привести полуправду,
напечатанную в «Экономикс» (л. 3): «1. Эластичный
спрос. Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению
общей выручки. Почему? Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за
единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации
потерь от снижения цены…» (т. 2, с. 16). Действительно, в этом случае
произведение цены на объём продаж будет больше при меньшей цене. Но все ли
потери (издержки производства) при этом будут компенсированы? Всё зависит от
эффекта масштаба (эффекта объёма продукции). При постоянном эффекте масштаба
уменьшение цены и рост объёма приведёт к увеличению издержек
Возвратившись на сельскохозяйственный рынок, можно сделать анализ цен, качества и затрат труда. Я думаю, что вы согласитесь, что более жирное молоко, сметана получаются, если лучше ухаживать за коровой, кормить её более качественными кормами. Некоторые моют картошку, чтобы увеличить её цену. Также перед продажей производят сортировку картофеля, яблок, других овощей и фруктов по размеру, наличию повреждений; более качественные продают по более высокой цене. Налицо зависимость цены от вложенного труда, взаимозависимость цены и качества.
Хейне написал: «…Конечно,
экономисты не думают, будто люди знают всё и никогда не ошибаются, но
экономический подход исходит из того, что действия человека основываются на
калькуляции затрат и выгод» (л. 40:
«П. Хейне. Экономический образ мышления. М.:
Издательство «Дело», 1993», с. 28).
Отсюда следует вывод, что
улучшение качества как
правило приводит к росту уровня цен («инфляции»).
На тему качества можно написать не один десяток страниц. Здесь отмечу только следующее.
Для правильного понимания изложенного в данной статье поясню. что я понимаю под термином «КАЧЕСТВО», применяемым в экономике.
В л. 45: «Философия: Энциклопедический
словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.
– 1072 с.» написано: «КАЧЕСТВО — философская категория,
отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира.
Философское понятие «К.» не совпадает с употреблением этого термина, когда под
ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная
определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью
свойств. Такие свойства познаются с помощью ощущений, которые отображают
отдельные стороны, особенности и характеристики вещей. Именно благодаря
ощущениям мы первоначально сравниваем и отличаем вещи друг от друга, выявляем
различные их свойства. Впервые интуитивно ясное представление о качестве
сформулировал Аристотель, рассматривавший К. как видовое отличие
сущности. Он проводил различие между качеством и свойствами, подчеркивая
целостный характер свойств, которыми обладает вещь…». В этом определении мы находим подтверждение
нашему утверждению (см. гл. 5), что соотношение
слова и ПОНЯТИЯ надо брать исходя из контекста, т.е. данное определение не подходит для сферы
экономики: «…Философское понятие «К.» не совпадает с употреблением этого
термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи…».
В Толковом словаре русского языка л. 9 этому слову соответствуют два ПОНЯТИЯ: «КАЧЕСТВО – 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (специальное). Категории качества и количества. Переход в новое к. 2. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь. К. работы. К. изделий. Высокие душевные качества. ♦ В качестве кого-чего, предлог с родительным падежом — как кто-что-нибудь, в виде чего-нибудь, в роли кого-чего-нибудь. Явился в качестве посредника. II прилагательное качественный, -ая, -ое (к 1 значению). Качественные различия. Качественные изменения. ♦ Качественные прилагательные — в грамматике: прилагательные, обозначающие качество, свойство и образующие краткие формы и степени сравнения».
В БЭС (л. 16):
«КАЧЕСТВО
– совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень
которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость продукции.
Известен ряд определений понятия К., данных известными специалистами, фирмами,
международными организациями. Например, Международная организация по стандартизации
определяет К. как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг,
которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые
потребности. К. – конкретно-историческая категория, т.е. система его
показателей, разная для различных видов товаров, сама система не является раз
или навсегда данной, а веса критериев могут изменяться. Показатели
качества подразделяются на следующие основные группы: назначения, надежность,
эргономические, эстетические, технологичность, транспортабельность,
унификация, патентно-правовые, экономические, экологические. Такие
показатели качества, как экологичность и безопасность, подлежат обязательной
сертификации».
ГОСТ 15895-77 даёт определение: «Качество продукции: совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять
определенные потребности в соответствии с ее назначением». Аналогичное
определение даёт международный стандарт ИСО 9000:2000, качество – это
совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность
удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Я считаю, что для практических целей широкое ПОНЯТИЕ «качество» необходимо разделить на ПОНЯТИЯ «потребительское качество» и «качество изготовления». Потребительское качество – это заявленный набор потребительских свойств товара или услуги. Качество изготовления – это соответствие заявленного набора потребительских свойств товара или услуги фактическому изготовлению.
Целесообразность этого видна из цитаты из моего письма от 30.08.02 Министру правительства Москвы Пантелееву Е.А. КОПИЯ: Ильмире Маликовой, где написано:
«СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Поэтому низкие доходы россиян, как в 1990 г, так и сейчас, СТИМУЛИРУЮТ производство низкокачественной продукции. Поэтому, как в 1990 г так и сейчас, многие московские предприятия выпускают низкокачественную продукцию, причем сейчас доля низкокачественной продукции больше, чем в 1990 г, т.к. уровень доходов в России ЗНАЧИТЕЛЬНО СНИЗИЛСЯ. Например, снизилось качество российских легковых автомобилей.
Для ОПРАВДАНИЯ выпуска низкокачественной продукции «экономисты-рыночники» придумали нелепый симбиоз «цена-качество», подразумевая под качеством не потребительское качество, т. е. набор НЕОБХОДИМЫХ потребителю характеристик (потребительных свойств – см. учебник Политической экономии) товара (услуги), а соответствие характеристик продаваемого товара (услуги) техническим условиям.
ПОЙМИТЕ!
Осетрина бывает только первой свежести,
а потребителю необходимы товары только высшего качества, т.е. ПОЛНОСТЬЮ соответствующие техническим условиям. Только тогда можно говорить о соответствии качества цене» (л. 2 с. 12).
Разграничение качества изготовления и потребительского качества проводится и в цитате из книги л. 46: «Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.»: «Японский специалист К. Исикава утверждал также, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением себестоимости и цены. К. Исикава утверждал также, что о повышении цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планировать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик — изготовитель — потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности страны» (1.1. Предмет и задачи курса). В приведённом высказывании Исикава «качеству» соответствует наше «качество изготовления», а нашему «потребительскому качеству» – «принципиально новый технический уровень». Я считаю, что это то же ПОНЯТИЕ, но названо другим словом, что видно из определений «КАЧЕСТВО» БЭС (л. 16), ГОСТ 15895-77, ИСО 9000 и других источников, где говорится об удовлетворении обусловленных или предполагаемых потребностей.
«Новый технический уровень» означает «новое потребительское качество», которое, как утверждал К. Исикава, допускает увеличение цены.
Увеличение цены при улучшении потребительского качества можно также объяснить тем, что потребитель платит деньги за набор потребительских свойств товара или услуги или потребительную стоимость в категориях политической экономии. Чем больше набор потребительских свойств, тем выше потребительная стоимость и цена товара (услуги). Например, трёхпрограмный трансляционный приёмник имеет больше потребительских свойств и выше цену. Также имеет больше потребительских свойств цветной телевизор по сравнению с чёрно-белым, музыкальный центр по сравнению с простым магнитофоном и т.д. В приведённом выше определении БЭС (л. 7) ПОНЯТИЯ «качество», оно также приравнивается к потребительной стоимости. То же у Ребрина Ю.И. в л. 46: «Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости…» (1.1. Предмет и задачи курса). Следовательно, в этой цитате речь идёт о потребительском качестве.
Необходимость деления широкого ПОНЯТИЯ качество видна из употребления словосочетания «низкое качество» или слова «низкокачественная» (продукция). Здесь чаще всего говорят о качестве изготовления. Но иногда говорят и применительно к потребительскому качеству, например, об автомобиле, который гремит, дымит, имеет неудобное кресло. Предложенное мною деление широкого ПОНЯТИЯ качество я объясняю тем, что улучшение качества для разных узких ПОНЯТИЙ «качество» будет осуществляться разными способами. Для улучшения потребительского качества необходимо менять конструкторскую документацию, для улучшения качества изготовления обычно достаточно соблюдать технологический процесс, вовремя и качественно проводить обслуживание и ремонт технологического оборудования и оснастки. Поэтому К. Исикава и говорит о возможности улучшения качества изготовления не только без увеличения издержек, но и со снижением издержек. Важно отметить, что «человеческий фактор» на качество изготовления оказывает большее влияние, чем на «потребительское качество».
Здесь я
позволю не согласиться с уважаемым Исикавой.
Действительно, стабилизация производства, уменьшение дефектности приводит к
уменьшению издержек. Но чтобы добиться этого, надо затратить немало труда, что
приводит к увеличению издержек. В России после 1991 г из-за роста цен без роста
дохода предприятия, как и БОЛЬШИНСТВО россиян, выживали, что привело к отказу от многих благ; оставляли только
самое необходимое. Поэтому на многих предприятиях сократили, а на некоторых и
ликвидировали, службу технического контроля. Это привело к значительному
снижению качества российских товаров и услуг. А необходимое сейчас улучшение
качества, связанное с приёмом новых работников, увеличивает издержки. Я уверен,
что и в Японии улучшение качества, выше рекламируемого, также связано с
увеличением издержек. Возможно, в
современной Японии можно добиться стабильного качества (потребительского),
без увеличения затрат труда, без увеличения издержек, хотя в это верится с
трудом. Но для современной России это невозможно на БОЛЬШИНСТВЕ предприятий.
Следовательно, в современной России
улучшение качества изготовления возможно только при увеличении затрат труда,
т.е. при увеличении цены товара или услуги, т.к. рентабельность БОЛЬШИНСТВА российских товаров и услуг очень низкая.
В то же
время для любой страны улучшить
«потребительское качество» (в моём определении) без роста издержек и цен как правило невозможно. Тем более невозможно
ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ улучшение качества без роста цен. Об этом свидетельствует ПРАКТИКА
(критерий истины). Например, качество
средств передвижения соответствует ценам: по мере улучшения качества
увеличивается цена повозки с лошадью, велосипеда, мопеда, мотоцикла, автомобиля
в зависимости от мощности мотора и комфорта, самолёта. Другие примеры приведены
выше.
К сожалению, часто
применительно к качеству не учитывается, что потребности людей меняются в
зависимости от количества имеющихся у них денег (национальной валюты).
Например, если у человека мало денег, то он не будет покупать шикарный
автомобиль с дорогими сиденьями, аксессуарами, а предпочтёт более дешёвую
внутренность автомобиля. Но качество изготовления для него крайне важно. В этом
отношении ГОСТ 15895-77 дал более чёткое определение: «…в соответствии с ее
назначением». А назначение товара или услуги удовлетворять запросы
покупателей, которые зависят от их кошельков. Например, назначение «продукции»
автомобиль перевозить людей. Для богатых людей это будет один технический
уровень, одни потребительские свойства, для бедных – другие. Следовательно, для
бедных и богатых необходимо разное потребительское качество и разная
цена товаров и услуг с одним названием, например легковой автомобиль. Но, как
отмечалось выше, качество изготовления должно быть одинаково хорошим.
Я думаю, что низкое
потребительское качество многих советских товаров и услуг объясняется тем, что
советское руководство считало советских людей недостойными покупать
высококачественные товары и услуги. Ведь чем выше качество, тем больше надо
затратить труда. Поэтому планировалось
производство только тех товаров и услуг, которые
обеспечивали улучшение потребительского качества за счёт роста
производительности труда. Поэтому советские трактора не были оснащены
кабинами, автомобили не имели многих удобств, существовавших на зарубежных моделях.
Именно поэтому после выхода России на мировой рынок, многие товары не
пользовались спросом за рубежом. Подтверждением написанному
служит факт производства экспортных исполнений советских товаров. Для
советских людей можно делать менее качественно, а
следовательно дешевле, считало советское руководство. Следовательно, для
исправления создавшегося положения в современной России необходим рост цен
(«инфляция»).
Приведу ещё несколько примеров деления
широкого ПОНЯТИЯ «качество». В книге «Ирвинг Фишер. "Покупательная
сила денег"» Глава X. Лучшие формы index numbers покупательной силы денег § 5. Практические ограничения написано: «…Правда, розничные цены
обыкновенно отстают от оптовых, но отставание отчасти
является более кажущимся, чем реальным. Показаниями сведущих
лиц, собиравших статистические данные по этому вопросу, установлено, что когда
цены быстро возрастают, как, например, в настоящее время, то розничные
торговцы, не желая отпугивать своих покупателей слишком частыми и резкими
повышениями цен, назначают на предметы те же самые цены, но подменивают
товарами худшего качества или в некоторых случаях уменьшают размер выпекаемых
хлебов или другого товара, продаваемого в упакованном виде»
(л. 13, с. 210). Здесь под качеством надо подразумевать качество изготовления,
т.к. заявленные потребительские свойства «розничные торговцы» не меняли.
В России
после начала реформ конца 20 века в связи с «инфляцией издержек» и из-за
обнищания россиян и вызванного этим значительного снижения совокупного спроса также
снижали качество товаров и услуг. Но в связи с наличием в России мощных
контролирующих органов предприятиям и торговле часто приходилось менять
заявленные потребительские свойства товаров и услуг, например, чтобы не
увеличивать цену, в некоторых регионах России стали печь хлеб очень низкого
(потребительского) качества, назвав его «хлеб для бедных». Но наряду с этим в
этот период в России ухудшилось и качество изготовления многих товаров и услуг.
Необходимо отметить, что после начала реформ конца 20 века в России ухудшилось качество изготовления российских автомобилей. Это было связано с увеличением издержек и невозможностью увеличивать цену в соответствии с ростом издержек из-за обнищания БОЛЬШИНСТВА россиян. Чтобы издержки росли меньше, российскому автопрому приходилось заменять комплектующие на другие более дешёвые, но имеющие характеристики, не соответствующие нормативно-технической документации (НТД) автомобиля. Поэтому качество изготовления российских автомобилей стало ещё больше отличаться в худшую сторону от заявленного качества (заявленных потребительских свойств). Но несмотря на это, автомобили «Жигули» из-за их низкой по отношению к зарубежным автомобилям цены в России были лидерами объёмов продаж легковых автомобилей, включая зарубежные автомобили,. ПРИЧИНА в низкой покупательной способности БОЛЬШИНСТВА россиян.
После увеличения зарплат многих россиян они стали требовать легковые автомобили соответствующие потребительскому качеству зарубежных автомобилей, т.е. стали требовать автомобили новых моделей. А чтобы изготовить новую модель автомобиля, проще и дешевле построить новый завод, чем реконструировать существующее производство. На новое строительство у российских предприятий не было денег. Поэтому, например ГАЗ, стал устанавливать на автомобили «Волга» зарубежные двигатели, что, естественно, увеличивало цену автомобиля, т.к. увеличивалось потребительское качество (новый технический уровень) и увеличивались издержки предприятия, и, следовательно, увеличивало «инфляцию издержек» в России.
Но при
снижении показателей нормативно технической документации, т.е. при ухудшении
качества изготовления продукции происходит изменение потребительского качества
товара или услуги. То есть товар (услуга) уже не соответствует заявленному в рекламе. Например, заявлено, что автомобиль
может развивать скорость 200 км в час, а он развивает только 190 км в час.
Следовательно, у автомобиля другое потребительское качество. Поэтому
можно согласиться с К. Исикава, что повышение «качества изготовления
продукции», которое он называет просто «качество», «связано со стабилизацией
производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а
следовательно, с уменьшением себестоимости и цены».
В первом абзаце цитаты речь идёт о качестве изготовления российских автомобилей. К сожалению, не было произведено этого уточнения.
В соответствии с выше написанным,
уменьшение совокупного спроса приводит к ухудшению
качества многих существующих на рынке товаров и услуг
К сожалению, статистика не всегда учитывает то, что товары (услуги) с одним наименованием имеют различные потребительские свойства, и, следовательно, имеют различное потребительское качество и разную цену. Если группу товаров с названием телевизор обычно делят на цветной и чёрно-белый, и в каждой группе телевизоры делят на диаметр по диагонали, что скорее всего исчерпывает разницу в ценах, то с автомобилями всё значительно сложнее. Для примера возьмём легковые автомобили. Статистики при подсчёте ВВП их делят по объёму двигателя и всё. Но ведь автомобили с одним объёмом цилиндров по потребительскому качеству можно разделить на автомобили с различными удобствами: автоматическая коробка передач или её отсутствие, стеклоподъёмники, подушки безопасности, сиденья различного комфорта, рулевое управление с усовершенствованием, другие «навороты»; поэтому их цена различается иногда на десятки процентов. И такое положение не только с легковыми автомобилями. Это приводит к тому, что при подсчёте ВВП не учитывается улучшение потребительского качества многих товаров, которое вызывает рост цен («инфляцию»), т.к. названия товаров осталось без изменения (поменялась только марка, модель).
Редакция: 01 марта 09 г
Глава 9 ← | → Литература Оглавление
На Главную страницу Продолжение ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ